Путин vs СМИ

Фотография РИА Новости

За последние десять лет зачастую не было никаких политических манипуляций, а была элементарная ликвидация канала или даже человека. Можно попытаться  охарактеризовать телевидение со времени прихода к власти Путина и его команды, вспомнив, какие телеканалы были принудительно закрыты, и какие телеведущие насильно уволены. Вот лишь некоторые эпизоды.

Война Путина против средств массовой информации началась с «дела Бабицкого». Во второй половине января 2000 года корреспондент радиостанции «Свобода» Андрей Бабицкий, известный крайне неприятными для властей репортажами из Чечни, пропал в Грозном и, как предполагали на «Свободе», скорее всего, был арестован российскими спецслужбами. Факт ареста Бабицкого сначала категорически отрицался, но, благодаря неоспоримым свидетельствам очевидцев, был все-таки признан. И.о. генерального прокурора Владимир Устинов заявил, что Бабицкий нарушил «правила поведения журналистов, действующие в зоне проведения контртеррористической операции», и 27 января 2000 года был арестован по статье 90 УК РФ.

Параллельно с «делом Бабицкого» в январе-феврале 2000 года в Москве развивалось «дело Хинштейна». Корреспондента газеты «Московский комсомолец» Александра Хинштейна, публиковавшего разоблачительные материалы о чинах МВД во главе с Владимиром Рушайло, милиция пыталась посадить в психушку или хотя бы отдать под суд за фальсификацию документа на право вождения автомобиля. В конечном итоге по рекомендации «сверху» преследование прекратилось.

В июне 2000 года владелец НТВ Владимир Гусинский был задержан Генеральной Прокуратурой как подозреваемый в мошенничестве, в котором фигурировали холдинг Гусинского «Медиа-Мост», ООО «Русское видео — 11-й канал» и ФГУП «Русское видео». Причины крайнего недовольства властей позицией СМИ, принадлежавших холдингу «Медиа-Мост» В. Гусинского, и, в первую очередь НТВ, состояли в следующем:

1) критический и сатирический уклон в отношении Путина лично (особенно – «Куклы» и «Итого» Виктора Шендеровича);

2) не апологетическая позиция в освещении «контртеррористической операции» в Чечне;

3) попытки доискаться правды в деле о взрывах жилых домов в Москве и так называемом учебном минировании дома в Рязани, проведенного ФСБ;

4) «копание» в коррупционных делах, в которых фигурировали имена Павла Бородина, Владимира Устинова, Александра Волошина, Михаила Касьянова, Юрия Заостровцева и других сподвижников Президента;

5) неподдержка во время думской и президентской избирательных кампаний блока «Медведь» и Путина (и, наоборот, симпатии, выказанные на выборах в Думу блоку ОВР Примакова-Лужкова и «Яблоку», а затем кандидату в Президенты Григорию Явлинскому);

6) в ходе кампании по введению «управляемой демократии» руководители и журналисты «Медиа-Моста» не только не пошли на сдачу своих позиций (как это произошло с телеканалами Лужкова и Березовского), но, наоборот, пошли на обострение и конфронтацию. 9 декабря 2000 года налоговые органы возбудили судебный иск о ликвидации НТВ. 3 апреля «Газпром» провел не вполне кворумное собрание акционеров НТВ, которое сместило Е. Киселева с постов гендиректора и главного редактора и назначило новое руководства телекомпании во главе с А. Кохом и американским бизнесменом Борисом Йорданом.

Изгнанное с НТВ ядро «команды Е. Киселева» нашло убежище на ранее аполитичном канале ТВ-6, принадлежавшем компании МНВК, остававшейся под контролем Бориса Березовского. Самого Б. Березовского к этому времени оттеснили от власти, лишили телеканала ОРТ и вынудили эмигрировать. Однако уже в мае 2001 года нефтяной концерн «Лукойл» через свой дочерний фонд «Лукойл-Гарант» (миноритарный акционер ТВ-6) инициировал судебный процесс о ликвидации ТВ-6 под предлогом ущемления им интересов своих миноритарных акционеров. Осенью 2001 года по иску «Лукойл-Гаранта» было принято судебное решение о ликвидации ТВ-6. В ночь с 21 на 22 января телевещание ТВ-6 было прекращено.[1]

1 мая 2004 года Леонид Парфёнов был уволен с телеканала НТВ «по сокращению штатов», а программа «Намедни» была закрыта. Одновременно с этим был закрыт сайт программы, а также форум «Намедни» на сайте телеканала НТВ. Все обсуждения этих событий планомерно удалялись с общих форумов сайта телеканала. Конечно, это нормальная практика убирать из эфира самые популярные программы, чтобы меньше телевизор смотрели.

7 октября 2006 года Анна Политковская была застрелена в лифте своего дома в центре Москвы. С сентября 2004 года Политковская опубликовала в «Новой газете» ряд критических статей о президенте Ингушетии Мурате Зязикове, а также обвиняла Рамзана Кадырова и его подчинённых в похищениях людей, вымогательствах и других преступлениях. Убийство Политковской широко освещалось западными СМИ, что повлияло на международный имидж России вообще и Путина в частности.

По данным Фонда защиты гласности (ФЗГ) Алексея Симонова, за 11 месяцев 2002 года (без декабря) в России заведено более 40 уголовных дел на журналистов - больше, чем за все 10 лет ельцинского правления. За то же время убито 42 журналиста, зафиксировано нападений на журналистов - 69, нападений на редакции - 19, отключено от эфира и закрыто редакций - 60.

Таким образом, шаг за шагом были ликвидированы все опасные, по мнению властей, информационные источники. Пресса, телевидение и радио стали напрямую контролироваться соответствующими государственными структурами. Но телевидение по-прежнему является главным объектом их внимания.

 


[1] По материалам издания – А Верховский, Е. Михайловская, В. Прибыловский. Россия Путина. Пристрастный взгляд. М.: Центр «Панорама», 2003. Стр.173-192.

 



Если вы незарегистрированный пользователь, ваш коммент уйдет на премодерацию и будет опубликован только после одобрения редактром.

Комментировать

CAPTCHA
Защита от спама
9 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.