История и манипуляция общественным сознанием: о проблеме инновационного учебника

Брестовицкая Надежда

Проблема образования – это проблема национальной безопасности страны. Гуманитарное знание определяет содержание ценностной матрицы, формирующей личность, что и обусловливает чрезвычайное значение гуманитарных дисциплин на всех этапах процесса воспитания.[1] Однако реализуемая в современной России концепция образования направлена на программирование и воспроизводство социального расслоения  - гаранта социальной нестабильности и потрясений, каковыми в конечном итоге являются революции. Поэтому очевидно, что сегодня страна нуждается не только в дееспособном руководстве министерством образования и науки в дееспособном возрасте.[2] Необходимы и концепция образования, направленная на построение современного демократического общества,[3] и новое поколение учебников, позволяющих воспитать будущее страны, готовое к тем вызовам, перед которыми оказалось человечество в III тысячелетии, и о которых напомнили события 15 февраля в Челябинске.

В чем же проблема создания действительно инновационного учебника – учебника III тысячелетия?

  Новые учебники будут созданы по западным технологиям…

 Как известно, президент В.В. Путин высказался за разработку единых учебников по истории России для средней школы, которые должны быть построены «в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого»,  в которых   следует «на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».[4] Так же известно, что будущее пособие создадут по западной технологии,  а к написанию  привлекут не только историков и педагогов, но и психологов.  Директор института Российской истории РАН Ю. Петров на заседании Российского исторического общества в Кремле, которое будет соавтором будущего пособия, подчеркнул, что в новом учебнике должна быть отражена история российского общества, а не только политика»[5]. А еще раньше -15 августа 2012 г. - Институт российской истории Академии наук (ИРИ РАН), выпустивший 50 лет назад главную летопись страны , объявил о запуске нового проекта — «История России». Бюджет этого проекта  составит порядка 250 млн. рублей. Руководитель проекта, директор ИРИ РАН Ю. Петров, рассказал «Известиям», как и почему ученые будут переписывать историю. [6]

Такова официальная позиция, подтвержденная серьезным бюджетом. Однако отвечает ли она требованиям создания учебников нового поколения?

Обратимся к истории

Античная традиция

Использование западных технологий и привлечение психологов  при создании учебников истории означает ни что иное как следование традиции, начала которой принято связывать с политической практикой древнегреческой цивилизации, когда история из фонда знания об апробированном социальном опыте – непременном условии социального прогресса, была окончательно переведена в средство манипуляции общественным сознанием.

 Письменное подтверждение завершения процесса превращения истории в средство манипуляции общественным сознанием в европейской культуре датируется VIII в. до н.э.[7]  Именно тогда был создан опыт исторической мифологии на основе селекции фонда знания о социальном опыте поколений и апробации метода ограничения перспективы в прошлое, представленного в материалах древнегреческого эпоса в версии Гомера. Это свидетельствует о том, что эпоха, предшествующая появлению античной цивилизации,   содержала фонд знания, который не подтверждал права аристократии на власть. Только чрезвычайная важность этого факта для древних могла заставить новую элиту  провести тотальную  ревизию истории, необходимую для обоснования проходивших перемен. Об этом свидетельствует и созданная альтернативная историческая концепция Гесиода. Таким образом, начиная с VIII в. до н.э., европейская культура вступила в процесс целенаправленного переведения исторического знания в плоскость мифотворчества, призванного подтверждать властные амбиции политических оппонентов.

История - знание или мнение?

Ценители античности никоим образом не связывают древнегреческий эпос ни с созданием исторической мифологии, определившей процесс переведения социального знания в плоскость иллюзий, ни с исходом цивилизации, представившей опыт подчинения общего интереса властным амбициям меньшинства. Расцвет теории и практики манипуляции общественным сознанием в европейской культуре засвидетельствован историей Древней Грецией V в. до н.э. В Элладе владение техникой манипуляции посредством слова, как известно, называли искусством красноречия.  В названном контексте следует вновь напомнить, что в наследии античной цивилизации особое место занимают три достояния, снискавшие безусловное почтение у благодарных потомков – искусство слова, философия и система образования. Подчеркнутое первенство в указанном здесь  списке за ораторским искусством, а не философией и образованием, отнюдь не случайно. Думается, роль манипуляции общественным сознанием не получила пока должной оценки ни в рождении философии, ни в рождении самой политической традиции, представленной в истории человечества не только античным полисом, ни, тем более, в судьбе человеческой цивилизации.

Однако именно мнение, как антагонист достоверного знания, необходимого для достижения истины, определила социальную  востребованность для древних, утративших смысл жизни, в защите и обосновании здравого смысла, представленную как «любовь к мудрости». Именно по этой причине неприятие мастеров слова и их искусства красной нитью проходит прежде через теологическое наследие Гесиода и наследие древних политиков и законотворцев, представленное в гномическом наследии (Хилон, Солон, Фалес Милетский, Линдол).[8] Принадлежавшие им короткие изречения должны были служить соотечественникам ориентирами в бурную эпоху свержения системы ценностей прежних поколений и создания богов, освящающих высшим авторитетом ценности новой элиты.  Затем эту же проблему унаследовала античная философия, сохранившая множество ярких примеров, свидетельствующих об особой озабоченности проблемой манипуляции общественным сознанием, определившей категоричность ответа Сократа на вопрос о том, чем он считает красноречие – прекрасны или безобразным: «Безобразным. Всякое зло я считаю безобразным»[9].

«В чем сила красноречия?»[10]

Как известно, Сократа, считавшего красноречие призраком «одной из частей государственной власти»,[11]крайне занимал этот вопрос. В одноименном диалоге Платона он обратился за ответом к мастеру «показных» речей Горгию. Согласно знаменитому теоретику ораторского искусства, целью убеждения силой слова  является  мнение: «Шаткое и нетвердое, так как люди не способны ни помнить в полной мере прошедшее, ни всматриваться в настоящее, ни угадывать будущее. Это особое колдовство, чары, вводящие в заблуждение толпу»[12]. Таким образом, в ответе Горгия предельно четко указано на прямую зависимость манипулируемости  сознания от владения знания прошлого, т.е. истории. Преднамеренное ограничение знания прошлого предполагало преднамеренное ограничение возможностей человеческого разума адекватно оценивать настоящее и прогнозировать будущее. Соответственно, признание мастера слова указывает на то, что именно в эту эпоху история, назначение которой определяется необходимостью сохранения и передачи знания об апробированном социальном опыте поколений как непременного условия обеспечения социального прогресса, превращается в средство манипуляции общественным сознанием, необходимое для сохранения существующей власти.

Историческая мифология Перикла

 Современный уровень научного знания достаточен для определения причин целенаправленного превращения исторического знания в строительный материал политически ангажированных спекулятивных конструкций, призванных оправдывать справедливость притязаний на власть политических конкурентов[13]. Государственный заказ на продолжение созидания исторической мифологии, необходимой для обоснования существующего строя, засвидетельствован знаменитой речью Перикла, записанной Фукидидом: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям: мы сами скорее служим образцом для некоторых, нежели подражаем другим».[14]

Образование и манипуляция общественным сознанием

В обширной научной литературе, посвященной проблемам манипуляции общественным сознанием, напрасно искать исследования, посвященные месту и роли образования в системе манипуляции. Однако фрагмент из ответа Горгия Сократу: «Убеждение, присущее слову, образует душу по своему желанию»,[15] подтверждает понимание древними, что именно созданная в античности система образования является базовой в системе манипуляции. Эта система «образует душу» подрастающего поколения, обеспечивая, тем самым, не только массовость характера, но и протяженность во времени и пространстве  возможностей манипуляции в ограничении возможностей человеческого разума, что и определяет  исключительное место исторического знания в образовательном процессе. Соответственно, именно гуманитарные дисциплины «отвечают» за ту программу, которая закладывается в ребенка, определяя и его жизнь, и будущее общества. Этим и объясняются актуальность и острота дискуссий, которые не утихают в постсоветском пространстве и вокруг истории, и вокруг содержания и места гуманитарных предметов, как в общеобразовательной школе, так и в ВУЗах.

Переведение истории в плоскость мифотворчества лишило человечество необходимого для социального прогресса достоверного знания.

 Тем не менее, в научной литературе, посвященной будь то проблемам исторического знания или различным аспектам манипуляции общественным сознанием,  напрасно искать  и исследования, посвященные проблеме определения причин превращения знания об апробированном социальном опыте в средство манипуляции общественным сознанием. Эта проблема остается за пределами исследовательского интереса научного сообщества, а потому относится к разряду тех самых «белых пятен» или «черных дыр», острота интереса к которым сегодня обусловлена вызовами III тысячелетия, требующими раскрытия  потенциала человеческой цивилизации.

Выводы

Создание инновационного учебника предполагает выведение истории за пределы системы манипуляции общественным сознанием и возвращение ей истинного назначения  -  сохранения и передачи знания об апробированном социальном опыте поколений как непременного условия обеспечения социального прогресса. Решение этой задачи требует отказа от сложившейся в научной литературе стереотипов и пересмотра всемирной истории. Принципиальным является решение проблемы методологии, предполагающей смену в категориальной паре историческое–логическое и открытие исторической перспективы и социокультурного контекста. Выведение анализа на эпохальный уровень позволит проследить причинно-следственные связи эволюции цивилизации homo sapiens. Особенно важным является реализация междисциплинарного подхода, предполагающего привлечение специалистов  различных областей  и естествознания в том числе, необходимое для определения взаимозависимости социальной эволюции и эволюции человеческого разума, необходимой в свою очередь для выбора наиболее оптимальной для раскрытия потенциала homo sapiens формы социальности. Именно в этих целях необходимо понять причины и механизм превращения разума из средства выживания вида в средство самоуничтожения.  Необходимо понять, что происходило с человеком и его разумом в период от 74 000 лет назад, когда морально-этические нормы стали законом выживания homo sapiens,  до VIII в. до н.э., когда были созданы герои нового времени, не ведающие морали. 


[1] См. Брестовицкая Н.М. О месте гуманитарного знания в концепции образования демократического общества : некоторые суждения // Труды научного семинара «Философия-образование-общество» / Под ред. В.А. Лекторского. М., 2009;  Брестовицкая Н.М. «Сеять разумное(?), доброе(?), вечное(?)»: к проблеме чуждых "категорий" в педагогической науке демократического общества // Материалы Шестой Всероссийской научно - практической конференции ИНИОН РАН  "Научное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России":  М.,  ИНИОН, 2010.

[2]  Члены РАН потребовали отставки Дмитрия Ливанова: http://iuni.ru/articles/article/?articleId=1975;   Требуем отставки Дмитрия Ливанова с занимаемого поста! Заявление Президиума Общероссийского народно-патриотического Объединения "РОДИНА" http://viperson.ru/wind.php?ID=660122&soch=1; Жорес Алферов: проблемы науки должны  решаться профессионалами :http://www.vesti.ru/doc.html?id=1068373: Дмитрий  Ливанов –  «министр неприятия»:http://www.politcom.ru/15077.html; Депутаты требуют отставки главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова: http://www.1tv.ru/news/polit/230393?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter;  Депутат от "ЕР": Ливанов расписался в недееспособности Минобразования: http://www.nakanune.ru/news/2012/12/18/22295321/

[3] См.:  Брестовицкая Н.М. Плюрализм или единомыслие: о проблеме целостности в концепции образования демократического общества: http://viperson.ru/wind.php?ID=645828

[4] Путин предлагает разработать единые учебники истории России: http://www.bfm.ru/news/208473

[5] Новые учебники будут созданы по западной технологии:  http://balashover.ru/news/11081.html)

[6] РАН потратит 250 млн. рублей на 20-томную «Историю России» :http://izvestia.ru/news/532951

[7] См. подробнее: Брестовицкая Н.М.  Теоретические и социокультурные основания концептуализации проблемы свободы слова в европейской традиции: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филос. наук: СПбГУ, СПб., 2006. 

[8] См. подробнее: Редкин П.Г. Из лекций по истории права в связи с историей философии вообще. СПб., 1898.

[9] Платон. Горгий. 463. d.

[10] Там же.

[11] Там же. 456а.

[12] Цит. по: Шестаков С. История греческого красноречия //  Учен. зап. Казан. Импер. ун-та. 1911, №8. С.8.

[13] См.: Брестовицкая Н.М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск, 2005.

[14] Цит.  по: Древняя Греция / под ред. В.В. Струве. М., 1956. С.209

[15] Там же.

 



Если вы незарегистрированный пользователь, ваш коммент уйдет на премодерацию и будет опубликован только после одобрения редактром.

Комментарии

Аватар пользователя олег  яковлев

Путин. Какая история? Белгородски маньяк и убийца вам делает историю вместе с В.Колокольцевым. Сколько можно писать про профилактику общественной безопастности,домашних охотников и поднадзорных уголовников. Колокольцев только недавно хвалился что штаты укомплектованы. Вопрос.Кем укомплектованы ? Вся страна не спит с учителями. пенсионер Олег

replica uhren replicas de relojes replica watches breitling cartier fake watches rolex milgauss replica the best replica watches best replica rolex replica panerai watches fake rolex watches replika ure best breitling replica rolex replica paypal rolex replika ure polo ralph lauren shirt ralph lauren home outlet ralph lauren polo t shirts polo ralph lauren outlet online ralph lauren men's clothing cheap polo shirts for men Men's Polo Shirts on Sale

Аватар пользователя РАФАИЛ

Сомневаюсь,вряд ли что то путное получится.А кто будет создавать этот учебник,какова их компетентность в данной области? Наверняка у них будут звания и научные степени и дипломы, которые они получили в советское время за искажение той же истории России в угоду власти.Наши яйцеголовые научные колхозники такоё наворочают,что познакомившись с этой "историей" люди - мягко говоря - будут вертеть пальцем у виска.И впустую будут потрачены деньги российских налогоплательщиков. Честь имею.

replica uhren replicas de relojes replica watches breitling cartier fake watches rolex milgauss replica the best replica watches best replica rolex replica panerai watches fake rolex watches replika ure best breitling replica rolex replica paypal rolex replika ure polo ralph lauren shirt ralph lauren home outlet ralph lauren polo t shirts polo ralph lauren outlet online ralph lauren men's clothing cheap polo shirts for men Men's Polo Shirts on Sale

Аватар пользователя Аркадий

Думается. что идея единого учебника в основе своей провальная. Нужны не новые учебники, а новые учителя истории свободные в выборе материала. Только в этом случае дети будут изучать историю, а не получать официозную лживую трактовку событий. И как, например, детям вынужденно переселенных народов Поволжья или Кавказа объяснить преступления властей Советского Союза в отношении их предков. А посадил эти власти себе и другим народам на шею "старший брат - русский народ". Да и весь исторический процесс двадцатого века в России и затем в СССР не может быть объективно освещен. А как освещать Вторую Мировую войну по книге Николая Никулина "Воспоминания о войне" или по опусу Жукова "Воспоминания и размышления"? И таких вопросов и тем -сотни.

replica uhren replicas de relojes replica watches breitling cartier fake watches rolex milgauss replica the best replica watches best replica rolex replica panerai watches fake rolex watches replika ure best breitling replica rolex replica paypal rolex replika ure polo ralph lauren shirt ralph lauren home outlet ralph lauren polo t shirts polo ralph lauren outlet online ralph lauren men's clothing cheap polo shirts for men Men's Polo Shirts on Sale

Аватар пользователя Иван Смышленый

"Хотели как лучше, а получилось как всегда" - прочитал предлагаемый знатными офиц. историками план-конспект "истории России по-новому". Увы, по сути, наши "научные сотрудники" – профисторики - предлагают то же самое, что было сочинено при романовых-колонизаторах и большевиках-диктаторах для разделения, стравливания и угнетения народов-Земляков по Евразии - Татарии - России. Так сказать, наши историки - "научные сотрудники" - приучены мыслить по наезженной колее - а как же, ведь эта привычка у их вырабатывалась веками... Поскольку романовым-колонизаторам, как и их предшественникам - ближне- и дальневосточным и западным противникам наших Предков-Ордынцев - необходимо было сокрыть во мраке подлинную историю стратегических этносов Евразии. Читайте о ней в статьях "Нераскрытое наследие великого евразийца", “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”, а также «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев). Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды(книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров-историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных.

replica uhren replicas de relojes replica watches breitling cartier fake watches rolex milgauss replica the best replica watches best replica rolex replica panerai watches fake rolex watches replika ure best breitling replica rolex replica paypal rolex replika ure polo ralph lauren shirt ralph lauren home outlet ralph lauren polo t shirts polo ralph lauren outlet online ralph lauren men's clothing cheap polo shirts for men Men's Polo Shirts on Sale

Комментировать

CAPTCHA
Защита от спама
13 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.